Закон о туризме в редакции 1996 г.
Закон о туризме в редакции 1996 г., которого долго ждало туристское сообщество, оказался на поверку по критерию соответствия основным положениям Гражданского Кодекса РФ и потребительскому законодательству несостоятелен.
С одной стороны, его основные положения давали возможность субъектам туриндустрии заработать примерно так, как поставлена работа по продвижению турпродуктов в большинстве стран, т.е. через оптовую и розничную системы продаж турпродуктов.
Но в тоже время на тот момент ГК РФ и потребительское законодательство, впрочем как и сейчас, не допускало возможности применять в обороте субъектов турбизнеса договорные схемы, в основе которых лежали отношения купли-продажи. Реализация турпродуктов по ГК РФ и потребительскому законодательству было и есть ничем иным как оказанием туруслуг по соответствующим договорам об оказании услуг.
И тем не менее, Закон в редакции 1996г при правильном и творческом его применении давал возможность юристам турбизнеса лавировать между потребительским и отраслевым ( в сфере туризма)законодательством в интересах прежде всего турфирм. При этом конечно права потребителей сужались.
Юристы турфирм изобретали хитроумные правовые схемы, проходимые с учетом Закона о туризме. В свою очередь юристы, вступающие в спор с турфирмами на стороне туристов, умело использовали преимущества ГК РФ, законодательства по перевозкам, потребительского законодательства.
Суды же, не мудрствуя лукаво, чаще игнорировали эти коллизии( противостояние) норм права и выносили решения, в большей мере на основе положений ГК РФ и потребительского законодательства. Но постепенно судебная практика становилась неоднозначной: все чаще стали появляться решения судов, в основе которых лежали нормы отраслевого материального права -Закона о туризме. Движение турпродукта со всеми его правовыми последствиями стало восприниматься некоторыми судьями примерно так, как этого и желало туристское сообщество - как имущественное право(а равно товар) по розничным или оптовым договорам купли-продажи. Единство правоприменительной практики в этой сфере зашаталось.
Все это не могло не компрометировать принятый Закон о туризме, а заодно и судопроизводство.
В результате в 2007г после десятилетних дискуссий и критики основных положений Закона о туризме законодателю потребовалось вносить в него беспрецедентные изменения и дополнения, не типичные по критерию замещаемости основных положений для документа под названием Закон. В этой связи укрупненно можно констатировать:
1. Законодатель возвратил процесс продвижения туристких услуг в русло правовой концепции, обозначенной 39 главой ГК РФ и ч.3 Закона о правах потребителей, исключив понятие купли-продажи применительно к реализации турпродукта.
2.Попутно внедрен механизм финансовых гарантий.
Понятно, что внесенные изменения устранили существенные перекосы в понимании правовой природы турпродукта и способов его реализации. Но судя по тому, как высказываются многие специалисты, как проявляют себя новации Закона о туризме в практической деятельности правоприменителей, можно с уверенностью сказать: проблем и вопросов не стало меньше. Их даже стало больше, особенно - у самого «слабого звена» - турагента.
Основная причина возникающих проблем -разнонаправленность финансовых интересов в этой цепочке.
|